Блог

Методы управления персоналом

Постоянные изменения в производстве, глубокие преобразования в процессах привели к изменению отношений ко всем сотрудникам организации. Акцент с техники, как главного элемента всего процесса сместился к человеку. Именно поэтому изменились и методы и стили управления персоналом.

Методы управления персоналом

Ещё недавно во главе угла стоял вопрос совершенствования различных технологических процессов, попытка сделать их автономными и независящими от людей. Это подразумевало экономию средств в выплате заработной платы, снижение расходов на поиск квалифицированных сотрудников, затрат времени на их найме. Однако эта концепция претерпела изменения. Количество персонала даже на самых роботизированных производствах увеличивается, потому что традиционная технология, построенная на участии человека, легче адаптируется к изменяющимся условиям и более совершенная. Люди работают с компьютерами, нано технологиями. Изменились и квалификационные требования к людям. Рабочая, физическая сила отошла на второй план, более востребованы концептуальные, профессиональные навыки каждого работника. Это умение осознавать всю организацию цельным звеном, но наряду с этим присутствует умение разобрать внутри все компоненты, отдельные связи между ними.

Вся концепция управления – сочетание теоретических основ и практических способов управления с целью осознания разнообразных задач, целей и принципов. В их число входят также методы управления.

К данной концепции относятся:

  • Методология управления (при этом персонал рассматривается в качестве ведомого и контролируемого объекта в общей концепции целей и планов всей организации);
  • Система управления (определение основных функций, целей, задач организации, создание структуры, налаживание взаимных связей между сотрудниками, принятие руководством решений, реализациях их потом в процессе деятельности);
  • Технология управления (создание действенной системы отбора, найма новых кадров, адаптация к новым условиям труда, продвижение, преодоление стрессов, конфликтов).

Методы управления персоналом – это обширный комплекс различных приёмов, которыми руководитель воздействует на подчиненный персонал для достижения определенной цели.

Существует несколько типов методов управления. Все они имеют либо косвенное воздействие на персонал для достижения цели, либо прямое.

Методы управления разделяют на:

  • Социальные методы управления персоналом;
  • Психологические методы управления персоналом;
  • Экономические методы управления персоналом;
  • Административные методы управления персоналом.

Тренинг дает обширные и глубокие знания по методике управления персоналом, формирует необходимые навыки для достижения поставленных задач и необходимых целей.

Среди всех методов управления есть наиболее значимые. К ним относятся и социальные методы управления. Они очень тесно переплетаются с психологическими методами и дополняют друг друга.

Социологические методы управления основываются на работе с социальными группами коллектива. Это проведение различного анкетирования, проведение интервью, поиск информации во время личных персональных бесед, социометрический подход и анализ существующих взаимосвязей в коллективе, проведение стороннего наблюдения, собеседование, опрос.

Такой метод очень простой, не требует материальных затрат. Его удобство заключается в том,  что нет необходимости материально стимулировать работников. Но это же и является недостатком данного метода. Результат часто самый непредсказуемый, а прогноз невозможно представить.

Психологический метод управления

Метод основан на положениях теории социальной психологии. Они применяются для воздействия либо на отдельно взятую личность, либо на небольшую группу или очень большой коллектив через психологические особенности и интересы. В своей основе они нужны для того, чтобы можно было создать сотрудникам самые комфортные условия для увеличения производительности и работоспособности. Это напрямую влияет на повышение благосостояния всей компании.

Психологический аспект еще важен тем, что он позволяет уменьшить количество конфликтов, уровень стрессов, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого человека в коллективе, извлекать максимальную выгоду из индивидуальных способностей работников.

Экономические методы управления рассматривают отношения в экономической сфере между руководителем и его работниками. Они успешны только тогда, когда в их основе лежит совместная выгода. Подчиненный резонно ждет увеличение своего благосостояния, повышения уровня жизни, получение постоянной заработной платы, роста социального статуса. Руководитель рассчитывает на эффективную, результативную работу своего сотрудника.

Такая мотивация очень простая, эффективная, надёжная. В основе лежит желание и возможность заработать. Кроме этого есть дополнительные рычаги стимуляции – надбавки, бонусы, льготы, оплата питания, проживания, проездов, обеспечение оплачиваемым отпуском, командировками, страхование жизни, здоровья. Со стороны работников необходимо оправдывать эти расходы на них, окупать. Это достигается результатами работы, конкретными успехами и достижениями, качеством труда.

Это очень мощный и действенный инструмент воздействия на персонал, один из самых мощных.

Административный метод управления – самый прямой метод воздействия на работника либо весь персонал сразу. Он построен на единоначалии, на власти руководителя и построенной системе дисциплины, административных мерах взыскания. Чем крупнее компания, тем чаще эти методы востребованы. Все они построены на обязательности, носят директивный характер и порой крайне жестоки.

В их основе лежит законодательная база конкретной страны и система различных нормативных документов, внедренная в конкретной организации.

Выделяют два вида административного воздействия на подчиненных: материальная и дисциплинарная ответственность.

Материальная ответственность основа на обязанности материального возмещения ущерба сотрудником, по чьей вине был нанесен ущерб. При этом восстанавливается ущерб, нанесенный либо организации, либо третьему лицу, которому материальный ущерб возместила непосредственно компания.

Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения работником трудового законодательства или совершения дисциплинарного проступка. Если работник плохо выполняет свои обязанности, нарушает трудовые нормы, его привлекают к дисциплинарной ответственности. При этом часто работника не увольняют, а лишь вносят соответствующее ходатайство перед вышестоящим руководством. Часто также используются иные меры воздействия – лишение бонусов, премий, поощрений, вознаграждений.

Все описанные методы управления имеют свои преимущества и недостатки, претерпевают изменения. Использование их в полном объеме позволяет эффективно управлять подчиненным коллективом, уметь достигать поставленных задач и намеченных целей, минимизируя при этом расход времени и энергии.

Во время тренингов вы получите исчерпывающий объем знаний для изучения и использования методов управления персоналом, станете успешным и опытным руководителем.

Более подробно узнать о методах управления можно на наших тренингах по управлению персоналом.