Блог

Каким должен быть тренер

В настоящее время при выборе внешнего провайдера для проведения тренинга на первый план выходит уже не какая-то определенная компания с громким именем, сколько личность тренера или консультанта.

Каким должен быть тренер

Персона тренера стала более значимой в период 2009-2010 годов. Наступившая первая волна мирового кризиса стала причиной возобновления обучения, на которых центральное место отводилось внешним тренерам. Они занимались обучением сотрудников и выполняли более важную роль. Тренеры активно помогали компаниям выйти на темпы развития бизнеса до кризиса. Это могли осуществлять только профессиональные тренеры и очень хорошо развитыми личностными качествами.

Каким должен быть бизнес-тренер? Что нужно ожидать от него? Как он может управлять аудиторией? Как он увлекает людей за собой и что может этому поспособствовать?

Хороший тренер выступает сразу в нескольких ролях, он сочетает их в себе одновременно. Это и лучший друг, и строгий учитель, и главный критик, и поддерживающий сторонник.

Тренер должен обладать навыками, чтобы уметь внимательно присматриваться к результатам деятельности человека, уметь их анализировать, и на основе их давать реальные, конструктивные советы по дальнейшему совершенствованию своих результатов, их улучшению и совершенствованию.

Суммируя опыт многих лучших тренеров, можно отметить несколько качеств, которыми должен обладать профессиональный тренер.

1. Умение публично выступать.

Дело не только в четкой дикции и артикуляции тренера, которая очень важна. Каждый присутствующий в зале должен полностью и без усилий понимать речь тренера. Но и само выступление должно быть простым, доступным и приятным. Даже если он описывает и рассказывает о невероятно сложных вещах или излагает нетривиальные мысли, это должно быть сделано с помощью простых, известных слов. Это действительно важно. Все люди воспринимают новую информацию непредсказуемо. Первоначально в мозгу откладываются знакомые понятия и термины, затем он связывает их в общую схему, образуется целостное восприятие. Даже гениальные и одаренные люди не могут сразу на 100% полностью и сразу усвоить услышанное, часть информации остается вне поля зрения.

Поэтому, если тренер на занятиях излагает свою мысль запутанно, не вполне ясно, при этом допускает двузначность и неопределенность в высказываниях, часто исправляет сказанное мгновением раньше – он может вызвать недоумение и раздражение целевой аудитории. В конце концов, он будет непонятым, цель тренинга не будет достигнута, время потрачено в пустую.

Именно поэтому профессиональные тренеры даже самый сложный материал излагают максимально просто, облегчают восприятие темы.

Опытные тренер не будет сразу выкладывать слушателям большой объем информации, массивы данных, длинные ряды чисел, пытаться пояснить абсолютно все тонкости материала в качестве доказательства осведомленности и тонкого знания предмета изложения. Это может окончательно запутать обучаемых. Хороший тренер с помощью ораторских приемов упростит тему, проведет четкую сортировку, упорядочивание всех данных по двум-трем критериям.

2. Тренер должен вызывать доверие и интерес к себе.

Для этого вовсе не обязательно обладать чарующей ослепительной улыбкой, статной или красивой фигурой. Более важно, чтобы люди поняли, он честен с ними, профессионален, обладает значительным жизненным опытом, и банально добр.

Тренером невозможно стать за несколько дней, этот процесс длительный. Только со временем тренер формируется и развивается в гармоничную личность.

Люди обязательно дают оценку каждому лектору и интуитивно правильно понимают, как тренер сочетается с тем, что говорит.

Развитый тренер, который может завоевать доверие, обладает настоящим авторитетом:

  • знает излагаемый предмет;
  • обладает глубокими познаниями в тренинге;
  • уверен в самом себе и достигаемом результате;
  • наделен простыми общечеловеческими чертами характера: внутренней силой, живостью ума, общительностью, спокойствием, душевной гармонией, юмором, добротой, интуицией и пр.

Существует прямая зависимость от степени развитости личности тренера и быстротой завоевания доверия, авторитета среди посетителей тренинга.

3. Тренер знает, что ему делать с аудиторией.

В результате своего тренинга он должен заранее предугадывать на основе своего опыта результат своего обучения. Контролировать все процессы во время занятий, полностью владеть ситуацией.

Это достигается детальной разработкой и четким знанием плана тренинга, знанием различных нюансов поведения аудитории. Хороший тренер является отличным психологом, знает особенности человеческой психологии, может на начальной стадии распознать защитные функции человека во время общения, осведомлен об основных тонкостях мотивации и шаблонном мышлении и т.д. Эти знания позволяют ему непосредственно в момент проведения тренинга адаптировать возникающие условия под цели обучения и интересы собранной целевой аудитории.

Обычно это основывается на опыте, уже проведенных занятиях, а также на специальных знаниях из курсов психологии. Если задуматься, то курсы, рассчитанные на тренеров, будут очень полезны и руководящим работникам, управленцам различных уровней, владельцам бизнеса.

4. Тренер должен быть разным.

Хороший тренер адаптируется к тематике тренинга, умеет выглядеть адекватно на всех курсах. На занятиях по личностному развитию он выступает в строгом деловом костюме, с выверенными жестами, уверенной улыбкой. На занятиях с терапевтическим уклоном он применяет мягкие жесты, негромкий голос и т.д. Тренер учитывает особенности группы, меняет микроклимат в зависимости от обстановки, ведет дискуссии, умеет преодолевать сопротивление.

Каким должен быть тренер? Это глубоко проработанная личность, воплотившая в себе сплав опыта, самоанализа, работы над ошибками, постоянное движение вперед в познаниях. Тренером можно стать только в процессе работы, научить заочно этому нельзя.